Можно ли выписывать акт выполненных работ в электронном виде и ЭСФ одновременно. Какие налоговые риски у сторон? Как их избежать?

18 июня 2020

Согласно подпункту 2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 28.02.2007 года № 234 «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» (далее – Закон) документальным свидетельством как на бумажном, так и на электронном носителе, факта совершения операции или события и права на ее совершение на основании которого ведется бухгалтерский учет являются первичные учетные документы.

При этом, электронная копия документа, согласно подпункту 7) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 07.01.2003 года № 370-ІІ «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», это документ, полностью воспроизводящий вид и информацию (данные) подлинного документа в электронно-цифровой форме.


В соответствии с пунктом 3 статьи 379 Налогового кодекса, датой совершения оборота по реализации работ, услуг является день выполнения работ, оказания услуг, за исключением случаев, установленных в пунктах 4, 5, 6 и 13 указанной статьи. При этом днем выполнения работ, оказания услуг признается дата подписания, указанная в: акте выполненных работ, оказанных услуг; документе (кроме счета-фактуры), подтверждающем факт выполнения работ, оказания услуг, оформленном в соответствии с законодательством Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности, в случае отсутствия акта выполненных работ, оказанных услуг. При этом согласно пункту 15 статьи 379 Налогового кодекса, если в документах, определенных пунктами 3, 5 и 13 данной статьи, указано несколько дат, то датой подписания документа является наиболее поздняя из указанных дат. Так как датой совершения оборота признается наиболее поздняя дата, то есть дата подписания акта выполненных работ (оказанных услуг) получателем услуги, то от этой даты и необходимо считать дату обороту также и в целях выписки ЭСФ. В связи, с чем счет-фактура выписывается не ранее даты совершения оборота и не позднее 15 календарных дней после даты совершения оборота.
В данном случае, если получатель услуги подпишет акт выполненных работ позднее, то счет-фактура будет считаться выписанной ранее даты совершения оборота.


 

  1. Можно ли пересдать расчеты авансовых платежей, так как уже ясно, что доходы будут меньше на 50-60%? Какие риски?

 

Налоговое законодательство позволяет предоставлять дополнительные расчеты по авансовым платежам по КПН. Так в соответствии с пунктом 7 статьи 305 Налогового Кодекса РК налогоплательщики вправе представить дополнительный расчет авансовых платежей после декларации не позднее 31 декабря отчетного налогового периода исходя из предполагаемой суммы корпоративного подоходного налога за текущий налоговый период.

Суммы авансовых платежей после декларации с учетом корректировок, указанных в дополнительных расчетах авансовых платежей после декларации, не могут иметь отрицательное значение.

 

Допустим авансовые платежи авансовые платежи до сдачи декларации составили 3 000 000 тенге, после сдачи декларации – 4 500 000 тенге (500 000 тенге ежемесячно). Компания предполагает снижение на 50%, о чем стало известно в конце июля, и планируемая сумма КПН за текущий год составит 3 750 000 тенге. Налогоплательщик корректирует предстоящие месяцы, срок уплаты по которым не наступил, т.е. с августа по декабрь. Сумма корректировки в данном случае составит 2 500 000 к уменьшению (500 000 * 5).

 

  1. Можно ли оплатить налоги за счет дебиторов, если нет денег? И как?

 

Одной из мер взыскания налоговой задолженности является взыскание за счет дебиторов налогоплательщика. Этот порядок установлен статьей 123 Налогового Кодекса РК.

 

Налоговые органы выставляют уведомления о погашении налоговой задолженности, а налогоплательщик представляет в налоговые органы список дебиторов и прилагает акты сверок по взаиморасчетам.

 

На основании представленного налогоплательщиком (налоговым агентом) списка дебиторов и (или) сведений о дебиторах, полученных из информационных систем налоговых органов, и (или) акта проверки налогоплательщика (налогового агента), подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговым органом направляются дебиторам уведомления об обращении взыскания на деньги с их банковских счетов в счет погашения налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента) в пределах сумм дебиторской задолженности.

Не позднее двадцати рабочих дней со дня получения уведомления дебиторы обязаны представить в налоговый орган, направивший уведомление, акт сверки взаиморасчетов, составленный совместно с налогоплательщиком (налоговым агентом), на бумажном или электронном носителе на дату получения уведомления.

На основании акта сверки взаиморасчетов или акта проверки дебитора, подтверждающего сумму дебиторской задолженности, налоговый орган выставляет на банковские счета дебитора инкассовые распоряжения о взыскании суммы налоговой задолженности налогоплательщика (налогового агента).

 

  1. Должны ли работодатели самостоятельно оплатить или возместить расходы по организации дистанционной работы сотрудникам (интернет, связь, электроэнергия, канцтовары, принтер и т.п.). Какое будет налогообложение?

 

В соответствии с положениями статьи 138 Трудового Кодекса РК при переводе работника на дистанционную работу работодатель предоставляет работнику средства коммуникаций (средства связи) и несет расходы по их установке и обслуживанию. В случае, когда работник использует собственные средства коммуникаций на постоянной основе, работодателем выплачивается компенсация, размер и порядок выплаты которой устанавливается по соглашению с работником.

По соглашению сторон дистанционному работнику могут возмещаться и иные расходы, связанные с выполнением работы для работодателя (стоимость электроэнергии, воды и другие расходы).

 

Однако четкий порядок контроля и возмещения таких затрат законодательством РК не предусмотрен, в связи с чем возникают проблемы при выплате компенсаций т.к. непонятно оформлять эти расходы в составе стоимости услуг по договору ГПХ или относить их к доходу работника от материальной выгоды согласно статьям 323 и 324 Налогового Кодекса РК.

 

Доходом работника в виде материальной выгоды, подлежащим налогообложению, являются расходы работодателя на возмещение затрат работника, не связанных с деятельностью работодателя, - при возмещении затрат работнику.

 

В данном случае если возмещение расходов происходит посредством предоставления (выдачи) орг.техники, канцтоваров, и их покупка происходит от лица работодателя и первичные документы выписаны на работодатель, то данные расходы можно отнести напрямую на вычеты, так как они непосредственно связаны с деятельностью работодателя и подтверждены документально. Но в части оплаты коммунальных услуг и доступа к интернет, указанные расходы будут признаваться все таки доходом работника, так как оценить и контролировать их деление на производственные и личные цели практически невозможно.


 

  1. Можно ли взять на вычеты оборудование офиса (санитайзеры, тепловизоры, услуг сан.обработки и т.п.), приобретение масок на вычеты?

 

В соответствии с п. 5 ст. 243 НК РК, вычету подлежат расходы налогоплательщика по обеспечению работникам условий труда, отвечающих требованиям безопасности, охраны и гигиены труда, в том числе санитарно-эпидемиологическим требованиям, по обеспечению работникам возможности отдыха и приема пищи в специально оборудованном месте в соответствии с трудовым законодательством РК, трудовым, коллективным договорами или актами работодателя.

Вычеты производятся налогоплательщиком по фактически произведенным расходам при наличии документов, подтверждающих такие расходы, связанные с его деятельностью, направленной на получение дохода.

 

В данной связи, учитывая требования постановлений главных санитарных врачей и налоговое законодательство при наличии подтверждающих первичных документов приобретение указанных средств защиты подлежит отнесению на вычеты.


 

  1. Может ли работодатель «просить» пройти тест на коронавирус, еще и за свой счет, и без него не допускать к работе? Может ли работодатель принудительно заставить пройти тест на коронавирус, но оплатить его за счет компании, и как в этом случае будет с налогами?

 

Законодательство не обязывает работников проходить тестирование на Covid-19. Также это подтверждается и заявлением главного санитарного врача Айжан Есмагамбетовой: «Сейчас многие работодатели требуют, чтобы сотрудник, когда он возвращается на работу, обязательно приносил справку с результатами ПЦР-исследования. Мы такого требования не предъявляем. Могу даже сказать, не рекомендуем. Потому что ПЦР-исследование может быть отрицательным, но при этом этот человек может быть заражённым, у него ещё не произошло то размножение вируса, чтобы можно было уловить методом ПЦР. Если есть какие-то договорённости о проведении тестирования, это решается только в рамках трудового законодательства. Но мы таких требований к обязательному тестированию для тех, кто возвращается на работу, не предъявляем»

 

Если же между работниками и работодателем достигнуты договоренности о сдаче такого анализа и за счет работодателя, то налоговое законодательство позволяет отнести такие расходы на вычеты. Сумма затрат на прохождение теста будет признаваться доходом работника в натуральной форме согласно пп.2 статьи 323 НК РК.

 

При этом согласно пп.18 п. 1 статьи 341 НК РК выплаты в пределах 94-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, для покрытия расходов физического лица на медицинские услуги (кроме косметологических) - при предоставлении физическим лицом документов, подтверждающих получение медицинских услуг (кроме косметологических) и фактические расходы на их оплату, будут исключаться из налогооблагаемого дохода работника как корректировка и не будет облагаться ИПН у ИВ, ОПВ, ВОСМС, СН, СО, ООСМС. Указанные расходы будут отнесены на вычеты в соответствии со статьей 257 НК РК в составе доходов работника

 

  1. Если компания помогла продуктами, деньгами физическим лицам, как быть с налогами? Платить или нет?

 

Согласно подпункту 20 статьи 1 НК РК социальная поддержка физического лица – безвозмездная передача налоговым агентом за год имущества в пределах 647-кратного размера месячного расчетного показателя, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на начало соответствующего финансового года, физическому лицу, имеющему право на социальную поддержку в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Перечень категорий лиц, предусмотренных настоящим подпунктом, утверждается центральным уполномоченным органом по государственному планированию по согласованию с уполномоченным органом.

 

Если указанные физические лица являются категориями граждан, указанными ниже, то сумма помощи в пределах 1 715 197 тенге (2020 год), не подлежит обложению налогами в соответствии с подпунктом 34 пункта 1 статьи 341 НК РК:

 

1) получателем специального государственного пособия;

2) получателем государственных социальных пособий;

3) получателем специальных социальных услуг;

4) инвалидом, получающим пенсионные выплаты;

5) ребенком-сиротой и (или) ребенком, оставшимся без попечения родителей, не достигший восемнадцати лет;

6) малообеспеченным лицом Республики Казахстан в соответствии с подпунктом 5-2) статьи 1 Закона Республики Казахстан от 17 июля 2001 года «О государственной адресной социальной помощи»;

7) лицом, имеющим заболевание, входящее в перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденным приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 21 мая 2015 года № 367 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 11512);

8) лицом, имеющим заболевание, входящее в перечень заболеваний, для которых установлен срок временной нетрудоспособности более двух месяцев, утвержденным приказом Министра здравоохранения и социального развития Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года № 1033 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 12733);

9) лицом, имеющим заболевание, входящее в список тяжелых форм некоторых хронических заболеваний, утверждаемым в соответствии с подпунктом 4) статьи 68, подпунктом 6) статьи 69 и пунктом 4 статьи 75 Закона Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года «О жилищных отношениях».


Вернуться на уровень выше